Полезные телефоны
Единая информационно-диспетчерская служба департамента ЖКХ и энергетики 05 или 244-25-98 МУ «Управление по делам ГО и ЧС» (служба спасения)
060 или 240-32-04 Диспетчерская служба ОАО "Водоканал"
283-17-17 Филиал в г. Ростове-на-Дону ООО «Лукойл-ТТК»
234-89-44 Аварийные службы электросетей
Ростова : 242-30-22 Не горят фонари на улице
266-81-90 или 240-65-71 |
Работа членов правления ТСЖ с неплательщиками в доме
Самая тяжелая проблема ТСЖ, управляющих организаций это неплательщики. Неплательщики - это люди, которые, благополучно проживая в квартирах, регулярно имеют задолженность по оплате ЖКУ.
Обязанность населения оплачивать ЖКУ утверждена законодательно, но законы, увы, соблюдают не все. Жилищный Кодекс РФ, вступивший в силу с 1 марта 2005 года, и Правила предоставления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 306, 307, не только повысили требования к эксплуатирующим и управляющим организациям, но и регламентируют порядок прекращения поставки коммунальных услуг неплательщикам уже после 6-ти месяцев задолженности.
Кроме того, законодательно подтверждено право, возбуждать судебное делопроизводство в отношении неплательщиков вплоть до выселения.
Строго по закону принудительное взыскание долгов должно идти через суд. Это в магазине, если вы не оплатили товар, вам его и не дадут. Но вот если вы взяли товар в кредит, а долг не погасили, кредитор будет с вами судиться.
Другой пример. Когда вы забываете оплатить за пользованием телефоном, то вам его просто отключают. То есть эту услугу не предоставляют. И тогда вы очень быстро вспоминаете о том, что необходимо срочно погасить задолженность, ибо далее наступят более строгие санкции, вплоть до оплаты нового подключения к АТС.
С 1 июня 2006 года у ТСЖ и управляющих организаций появилось законное право производить должникам отключения света, газа или горячего водоснабжения. Это право предоставило Постановление правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам».
В постановлении речь идет о том, что ТСЖ вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в следующих случаях:
- неполной оплаты потребителем коммунальных услуг. Под неполной оплатой коммунальных услуг понимается наличие у потребителя задолженности по оплате одной или нескольких коммунальных услуг, превышающей 6 ежемесячных размеров платы, при условии отсутствия соглашения о погашении задолженности, заключенного задолжником с ТСЖ, то есть если он не явился на комиссию, и (или) если он не выполнил условия такого соглашения;
- выявления факта самовольного подключения потребителя к внутридомовым инженерным системам;
- использования потребителем бытовых машин (приборов, оборудования) мощностью, превышающей технические характеристики внутридомовых инженерных систем, указанные в техническом паспорте жилого помещения.
Порядок действий для отключения коммунальных услуг следующий:
- ТСЖ направляет в письменной форме задолжнику уведомление о том, что в случае непогашения задолженности в течение 1 месяца с момента направления указанного уведомления предоставление ему коммунальных услуг может быть приостановлено. Перечень этих услуг прилагается к уведомлению, которое доводится до сведения потребителя путем вручения под расписку или направления по почте заказным письмом с описью вложения по указанному им почтовому адресу; это может быть отключение света, газа или горячего водоснабжения. Отключать отопление, холодное водоснабжение и водоотведение запрещено;
- при непогашении задолженности в течение установленного в уведомлении срока ТСЖ вправе приостановить предоставление указанных в уведомлении коммунальных услуг с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя;
- предоставление коммунальных услуг возобновляется в течение 2 календарных дней с момента полного погашения потребителем задолженности;
- действия по приостановлению предоставления коммунальных услуг не должны приводить:
- к повреждению общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, нарушению прав и интересов граждан, пользующихся другими помещениями в этом многоквартирном доме;
- к нарушению установленных требований пригодности жилого помещения для постоянного проживания граждан.
Однако и после отключения некоторые должники, самовольно производят подключение. Таким умельцам хотелось бы напомнить, что в этом случае они могут быть привлечены уже к уголовной ответственности за несанкционированное подключение и хищение электроэнергии. Такая судебная практика уже имеется.
Работать с должниками надо начинать тогда когда их долг превысил три месяца. Необходимо посылать им уведомления, ведь в правилах поставки электроэнергии записано, что, если долг менее шести месяцев, никто не вправе применять радикальные меры к неплательщику, а только уведомления, внушения и пр. Согласно статье 155 ЖК РФ, лица, несвоевременно внесшие плату за ЖКУ, обязаны уплачивать пеню в размере одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ. Далее возникают меры судебного воздействия, это меры, связанные с принуждением должника к совершению действий по оплате ЖКУ. Они выражаются в подаче искового заявления в суд о взыскании задолженности и пени за просрочку. В случае отсутствия дохода у должника производится обращение взыскания на его имущество.
Объектом жилищных прав в соответствии с Жилищным кодексом РФ является жилое помещение, и соответственно жильцы несут бремя расходов общего имущества соразмерно занимаемой площади. От своевременной оплаты напрямую зависит качество предоставляемых жилищно-коммунальных услуг. Качество услуг зависит и от понимания собственниками жилых помещений того, что их собственностью являются не только квартира, но и лифты, подъезды, подвалы, чердаки, придомовые территории и все то, что относится к общему имуществу многоквартирного дома на правах общей долевой собственности. Как следствие долги граждан это неухоженные подъезды, дырявые кровли, и т.д.
Во многих ТСЖ разработаны Положения по работе с задолжниками, в которых предусматриваются решения о необходимости передачи дел в суд по образовавшейся задолженности со стороны неплательщика и подачу искового заявления в судебный орган. Разработан единый порядок отключения задолжников от коммунальных услуг и повторному их подключению после погашения задолженности за коммунальные услуги и утверждена калькуляция на этот вид услуги. Правление может принять решение по расклейке на дверях подъездов информационных бюллетеней с указанием фамилий жильцов проживающих и имеющих долги за ЖКУ. Необходимо вручать неплательщикам (задолженность свыше 3 месяцев) предупреждений об имеющимся долге по оплате ЖКУ. Сумма имеющейся задолженности должна отражаться в информационной части счет-квитанции на оплату ЖКУ. Неплательщикам можно предлагать оформление гарантийных писем, в которых указывается обязательства по погашению задолженности в рассрочку и недопущению дальнейшего ее появления. Очень полезно проводить поквартирный обход граждан - задолжников с целью определения причин ее образования и оформления необходимых документов для её погашения. Можно применить и такой способ как рассылка писем на предприятия, где работают задолжники.
Категории неплательщиков различны. Несомненно, это граждане, имеющие низкие доходы. Однако они также как и раньше имеют право на получение субсидий для этого надо лишь своевременно оформить соответствующие документы.
Есть и категория собственников квартир, которые сдают их в аренду. Однако, получая определенный доход, забывают платить за ЖКУ. Таким лицам надо напоминать, что при выявлении таких фактов, в налоговую службу для проверки факта сокрытия доходов от налогообложения будет направлено соответствующее сообщение.
Однако практика работы показывает, что наибольшее число задолжников за жилищно-коммунальные услуги наблюдается среди вполне благополучных семей. И сегодня список неплательщиков составляют далеко не пенсионеры или малоимущие семьи. Чаще всего с деньгами расставаться не хотят те, у кого их вполне хватает. Это частные предприниматели, люди с заработком выше среднего и даже чиновники. Объясняется, это как обычно, забывчивостью. В результате кто-то, не желая платить за жилищно-коммунальные услуги, лишает нормальных жилищных условий других граждан, которые аккуратно и своевременно производят платежи. Почему же они не должны рассчитывать на нормальное обслуживание? Почему те лица долги, которых составляют не одну тысячу рублей, могут без угрызений совести пользоваться теми же услугами.
Сама задолженность также может классифицироваться по определенным критериям. Их можно разделить на следующие виды.
Текущая задолженность - задолженность, существующая в пределах установленного срока погашения. Срок погашения еще не истек, но обязанность по погашению уже возникла.
Просроченная задолженность - задолженность с истекшим сроком оплаты. Применительно к существующему порядку оплаты за ЖКУ просроченная задолженность возникает с 11 числа месяца, следующего за оплачиваемым (если иной период не установлен договором). К этому виду задолженности применимы мероприятия по взысканию и применению штрафных санкций, поскольку потребитель уже нарушил установленный срок оплаты, то есть совершил правонарушение.
Задолженность, погашение которой можно ожидать в период до 2-3 месяцев. Возникновение такой задолженности чаще всего обусловлено рядом причин временного характера:
- неумышленная неуплата ("забывчивость гражданина");
- болезнь, не позволяющая ему несколько месяцев оплачивать услуги;
- продолжительный отъезд;
- совершение крупных расходов (приобретение мебели, автомобиля и пр.);
- несогласие с начисленными суммами;
- неудобный график работы предприятий по сбору платежей.
Задолженность, погашение которой можно ожидать в период до 12 месяцев (долгосрочная). Данный вид задолженности обусловлен более глубокими причинами, в том числе осмысленного (осознанного, умышленного) характера. Наиболее распространенными причинами продолжительной неоплаты ЖКУ в период более 3-х являются:
- умышленное уклонение от уплаты по морально- психологическим причинам (политического характера, ожидание инфляции и т.п.);
- уклонение от уплаты в связи с проживанием во втором жилье или в другом городе, вызванное неудобством внесения денежных средств в другом городе/районе и отсутствием ответственности за это;
- уклонение от уплаты в связи с принадлежностью к социально незащищенным категориям населения;
- умышленное уклонение от уплаты в связи с низким качеством ЖКУ, если ТСЖ не производит вовремя перерасчет за недопоставку ЖКУ;
- хронические заболевания (в том числе алкоголизм и наркомания), препятствующие уплате за ЖКУ;
- иные уклонения от уплаты, в связи со слаборазвитым механизмом привлечения к ответственности за неоплату ЖКУ.
Задолженность, погашение которой вообще не ожидается. Наиболее часто встречающимся условием возникновения такой задолженности является сочетание следующих причин:
- причины, связанные с низким уровнем дохода потребителя;
- хронический характер заболеваний, препятствующих осуществлению действий по оплате ЖКУ (в том числе алкоголизм и наркомания);
- наличие ситуаций, в которых взыскание задолженности практически и (или) юридически невозможно. Это могут быть следующие случаи:
- отсутствие должника (или его наследников), в том числе, когда его местонахождение не установлено;
- отсутствие у должника доходов и (или) имущества, на которое может быть, обращено взыскание;
- взыскание задолженности с истекшим сроком исковой давности (36 месяцев).
Внутренняя политика любой организации будь это ТСЖ или управляющая организация должна быть направлена на положительный имидж.
Создание благоприятного образа организации чрезвычайно сложная задача, в доме населением в 300 и более человек всем невозможно угодить.
Недовольные есть всегда. Но решение такой задачи путь к повышению собираемости оплаты ЖКУ. Отсутствие жалоб жильцов на результаты работы или грубость сотрудников, регулярные личные встречи жильцов с председателем ТСЖ или руководителем управляющей организации - важнейший фактор предупреждения или разрешения конфликтных ситуаций. И над этим надо постоянно работать. Ну а, граждане - потребители услуг, должны четко понимать, что отсутствие средств для качественного содержания дома это своевременные платежи за жилищно-коммунальные услуги.