Азбука ЖКХ: Раздел 7

<-- назад

содержание

далее -->

Раздел 7. Учет потребления коммунальных ресурсов. Способы экономии семейного бюджета. Меры социальной поддержки по оплате жилищно- коммунальных услуг


В советские годы в квартирах (даже не в квартирах, а на лестничных клетках) стоял всего один прибор учета – счетчик электроэнергии. О том, что такие же приборы учета должны находиться на трубах с горячей и холодной водой, отоплением, газом, мы даже подумать не могли.


Если вы являетесь собственником квартиры (например, купили или приватизировали ее), именно вы несете ответственность за то, чтобы в вашем жилье стояли все необходимые приборы учета. Если вы квартиру снимаете (например, живете в муниципальной квартире), беспокоиться об этом должен собственник.










Как ввести счетчик в эксплуатацию?

Однако сегодня становится все яснее: чтобы платить ровно за то, что вы потребили, нужно устанавливать в своих квартирах счетчики. Впрочем, купить и поставить прибор учета мало. Необходимо ввести его в эксплуатацию.

И установка счетчика, и ввод в эксплуатацию обеспечиваются собственником квартиры.


Где это сказано?
п. 81–81 (9) Правил № 354.







Ввод прибора учета в эксплуатацию – это его документальное оформление как счетчика, по показаниям которого будет начисляться плата за услуги собственнику квартиры. В обычной жизни мы называем этот процесс опломбировкой, но это не совсем верно, поскольку опломбировка это одно из действий по вводу счетчика в эксплуатацию. Помимо него в данную процедуру входит первичное снятие показаний и подписание соответствующего акта.

Затягивать с вводом в эксплуатацию счетчика нельзя. Его необходимо опломбировать не позднее месяца, следующего за датой установки.

Для того, чтобы представители управляющей компании, ТСЖ или ресурсоснабжающей организации пришли к вам домой и опломбировали счетчик, нужно написать заявку, в которой указать:


Чтобы платить ровно за то, что вы потребили, нужно устанавливать в своих квартирах счетчики


  • свои фамилию, имя и отчество, паспортные данные, номер телефона (если вы подаете заявку от имени юридического лица, требуется указать фирменное название вашей компании или ИП, место государственной регистрации, номер телефона);
  • дату, в которую вы были бы готовы принять у себя специалистов, которые опломбируют счетчик и подпишут акт;
  • тип и заводской номер прибора учета, место его установки;
  • сведения об организации, которая смонтировала вам прибор учета;
  • показания счетчика на момент его установки;
  • дату следующей поверки счетчика.

Обязательно приложите к заявке копию паспорта прибора учета и (если ваш счетчик не новый) копии документов, которые подтверждают, что прибор успешно прошел поверку.

Важный нюанс. Если в заявке вы укажете, что хотели бы видеть специалистов по опломбировке, к примеру, 17 января, компания- исполнитель должна прислушаться к вашей просьбе. Но если эта дата исполнителя не устраивает, вам в течение трех рабочих дней должны позвонить и договориться на другое число, которое будет удобно и вам, и представителям компании. И дата эта должна быть не позднее пятнадцати рабочих дней со дня получения заявки.

Случается, что сотрудники компании-исполнителя в указанное время просто не приходят. Бывает и другое: компания-исполнитель предлагает ввести прибор учета в эксплуатацию через месяц или даже позже. В этих случаях ваш счетчик считается веденным в эксплуатацию с того дня, в который вы направили исполнителю свою заявку. И именно с этого дня учитываются его показания.


Где это сказано?
п. 86 (1) Правил № 354.







Если же вы установили прибор учета, вовремя подали заявку на его опломбировку, а представители компании-исполнителя к вам не приходят, не назначая никаких сроков (и при этом продолжают начислять платежи по нормативу, а не по показаниям счетчика), обращайтесь с жалобой в муниципальный жилищный контроль, Госжилинспекцию или Роспотребнадзор.

Однако чаще мы сталкиваемся с иным вариантом: новый счетчик монтируют сотрудники компании-исполнителя (ЖЭКа, ТСЖ и т. д.). В таком случае они одновременно и заполняют акт ввода прибора учета в эксплуатацию.

Обратите внимание: акт ввода прибора учета в эксплуатацию составляется в двух экземплярах. И подписывать его должны не только представители компании-исполнителя, но и потребитель (то есть хозяин квартиры).


Ввод прибора в эксплуатацию – процедура бесплатная. Взимать за это деньги компания-исполнитель не имеет права! Единственное исключение – если кто-то из жителей квартиры (или неустановленные личности) самовольно повредил или сорвал пломбу. Тогда ставить новую уже будут за плату.










Установив счетчик, собственник помещения должен за ним следить. Проверьте в паспорте прибора учета, какой должна быть дата его следующей поверки. Чтобы не забыть ее, можно прикрепить на прибор небольшую бирку-«напоминалку».

Каждый месяц жители должны передавать показания приборов учета. Забыть сообщить показания один раз – не страшно (вам начислят платеж по вашему же среднему уровню потребления). Но если исполнитель не будет получать от вас показания в течение трех месяцев подряд, он будет начислять плату по нормативам исходя из числа проживающих в квартире. Каждые 6 месяцев специалисты исполнителя услуг должны проверять, действительно ли счетчик работает, не сорваны ли пломбы с него и снять текущие показания. 6 месячный срок может меняться – в зависимости от того, каким он зафиксирован в вашем договоре с управляющей компанией или ТСЖ.

Несанкционированное вмешательство в работу приборов учета влечет за собой доначисление платы в размере 10 кратного норматива потребления коммунальной услуги за период с момента вмешательства по день его выявления, но не более, чем за 3 последних месяца. Если выявить день вмешательства в работу прибора учета невозможно доначисление производят за 3 последних месяца.


Что делать, если прибор учета сломался?

Сломанным счетчик считается в пяти случаях:

  • он не показывает данные;
  • у него нарушены пломбы или знаки поверки;
  • у него есть механические повреждения;
  • он превышает допустимую погрешность показаний;
  • у него истек срок очередной поверки.

ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ
Жить «по нормативу» с каждым годом будет все более невыгодно. Чтобы россияне как можно скорее устанавливали в своих домах счетчики, правительство страны постановило: каждое полугодие норматив будет увеличиваться на повышающий коэффициент С 1 января 2017 года применяется максимальный повышающий коэффициент 1,5.











Первое, что при этом нужно сделать жильцу – отправить заявку исполнителю, сообщить текущие показания счетчика и быть готовым в течение 30 дней пустить в свою квартиру специалистов. Возможно, потребуется снять прибор учета: для этого вы должны не позднее, чем за 2 дня до демонтажа, сообщить об этом исполнителю, чтобы его сотрудники могли прийти к вам подготовленными. И демонтаж неисправного прибора, и монтаж отремонтированного нужно проводить только в присутствии представителей исполнителя (за исключением тех случаев, когда вы их известили об этом заранее, а они сами не явились к установленному времени).

После того, как отремонтированный счетчик поставят на место, ввод в эксплуатацию осуществляется в порядке, установленном для нового счетчика.


Акты фактического проживания и другие меры против недобросовестных жильцов

Институт прописки, который так ругали на заре перестройки, до сих пор остается крайне необходимым – если речь идет о коммунальных платежах. Сегодня далеко не во всех домах стоят счетчики на воду, газ, электричество. И при этом нередки случаи, когда люди проживают в квартире без регистрации. Например, в квартире может быть зарегистрирован, к примеру, один человек, а проживать – четверо. Понятно, что они потратят за месяц больше горячей и холодной воды, газа, электричества, чем израсходовал бы один человек. Но если в квартире не стоят счетчики, платить за коммунальные услуги люди будут по нормативу, который рассчитывается исходя из количества зарегистрированных – то есть на одного человека. Чтобы такого избежать, исполнители могут составить акт фактического проживания потребителей коммунальных услуг.


Где это сказано?
п. 56 (1) Правил № 354.







После этого исполнители коммунальных услуг продолжают начислять жителям плату по нормативу, но – с учетом временных жильцов квартиры. С января 2017 года порядок составления актов фактического проживания существенно упрощен. Более нет необходимости подтверждать количество фактически проживающих в квартире граждан результатами проверки миграционной службы или органов внутренних дел. Теперь акт может быть составлен исполнителем услуги в присутствии одного члена совета дома. После этого начисление платы будет производится по нормативу исходя из количества потребителей, указанных в акте. Можно отметить, что при составлении акта возможны злоупотребления: комиссия может отразить больше человек, чем реально проживает в данной квартире. Однако следует помнить, что законодательство возлагало на собственников обязанность по установке квартирных счетчиков еще в 2012 году. Потребители коммунальных услуг, которые до сих пор не выполнили эту обязанность, являются недобросовестными. Поэтому, чтобы избежать недоразумений, нужно установить приборы учета и платить за то, что реально потреблено. В практике предоставления коммунальных услуг можно столкнуться с таким явлением как несанкционированное подключение к внутридомовым сетям. Следует помнить, что санкция за такое действие очень серьезная.


Если потребитель не передает показания в течение нескольких месяцев, ему продолжают начислять плату по среднемесячным расчетам


В случае обнаружения такого подключения потребителю будет доначислена плата за коммунальную услугу по расчетным показателям. Доначисление производится исходя из максимальной мощности энергопотребляющих устройств (по воде – исходя из пропускной способности трубы). При этом считается, что все приборы работали на полную мощность каждый день 24 часа в сутки, а вода лилась непрерывно с максимально возможным напором. Такое доначисление производится за период с момента подключения по день его обнаружения, но не более, чем за 3 последних месяца. Если момент подключения установить не удастся, то доначисление произведут за последние 3 месяца. В случае невозможности определения максимальной мощности инженерной системы доначисление произведут исходя из 10 кратного норматива потребления коммунальной услуги.

С января 2016 года произошло изменение в порядке начисления пени для неплательщиков. Так, за первые 30 дней просрочки оплаты жилищно-коммунальных услуг пеня не начисляется. С 31-го по 90-й день просрочки она составит 1/300 от ключевой ставки центрального банка за каждый день просрочки внесения платежа. А вот с 91 дня и далее пеня составит уже 1/130 ставки. Таким образом с 91 дня пеня сопоставима с процентами по потребительским кредитам в банке, поэтому нужно вовремя вносить коммунальные платежи.


Как перерасчитывают плату за коммунальные услуги, если жители квартиры временно отсутствуют?

Необходимость просить у исполнителя подобный перерасчет возникает только в том случае, если в квартире не установлены приборы учета и жители платят по нормативам. Если же счетчики стоят, они автоматически покажут, что ни воды, ни газа, ни электричества израсходовано не было – соответственно, и платить лишнего жильцам не придется. Следует отметить, что с 01 января 2017 года возможность перерасчета платы при временном отсутствии потребителей, не установивших в квартирах приборы учета, допускается только для тех квартир, где установка счетчиков невозможна в силу отсутствия технической возможности. Это могут быть коммунальные квартиры, общежития и т. д. Об этом должен быть составлен соответствующий акт. Если техническая возможность поставить счетчик есть, но потребитель эту обязанность не выполняет, перерасчет платы даже в случае подтвержденного временного отсутствия применяться не будет. А вот плата за коммунальные услуги, потребляемые в целях содержания общего имущества и жилищные услуги не пересчитывается – даже если жители отсутствовали больше месяца или двух.


ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ
Как правильно составить заявление на перерасчет? В заявлении нужно обязательно указать фамилию, имя и отчество каждого временно отсутствующего жителя, день начала и окончания срока отъезда. К заявлению нужно приложить документы, которые подтверждают, что вы действительно будете находиться в другом месте. Если вы подаете заявление заранее, можете написать, что документы пока предоставить не можете, но обязуетесь принести их в течение 30 дней после возвращения. Если же вы их не предоставите, к вам могут применить штрафные санкции как к неплательщику (поскольку перерасчет квартплаты в сторону понижения вам к тому времени уже будет сделан). Примерный перечень документов, которые можно предоставить, есть в пункте 93 Правил 354. Этот перечень не закрытый, поэтому вы можете принести любой документ, который, по вашему мнению, безоговорочно подтвердит, что вы находились в другом месте. Но, в любом случае, документы (кроме билетов на поезд, самолет и т. д.) должны быть подписаны уполномоченным лицом организации, которая их выдала, заверены печатью, иметь регистрационный номер и дату выдачи. Если документ составлен на иностранном языке, он должен быть легализован и переведен на русский.


























Перерасчет производят пропорционально тому, сколько календарных дней отсутствовали жильцы, при этом день отъезда и день приезда не учитываются. К примеру, если человек уехал в командировку 2 декабря и вернулся 10 декабря, с него не возьмут плату за 7 дней отсутствия – с 3 декабря по 9 декабря.










Если потребители отсутствовали более пяти дней подряд, они имеют право потребовать перерасчета платы за коммунальные услуги (исключение составляет отопление и газоснабжение).

Перерасчет услуги «водоотведение» логичным образом производят только после того, как пересчитают плату за холодную и горячую воду.

Если жильцы заранее пишут заявление исполнителю коммунальных услуг о том, что их не будет с такого-то по такое-то число, перерасчет им должны сделать в течение 5 рабочих дней после подачи заявления. Но одного заявления мало: к нему нужно приложить документы, которые подтвердят, что жители действительно все указанное время будут находиться в другом месте. Если таких документов нет, перерасчет производить не будут.

Жители могут подать заявление на перерасчет и после своего возвращения – но в течение первых тридцати дней, не позднее.

Случается, что жильцы уезжают надолго, к примеру, на год-два, и заранее уведомляют об этом исполнителя коммунальных услуг. В таком случае сна чала исполнитель производит перерасчет на 6 месяцев, после которых, убедившись, что жители не вернулись (и от них есть соответствующее заявление с просьбой продлить перерасчет) вновь производит его – еще на 6 месяцев.


Где это сказано?
Раздел 8 Правил № 354.







Возможен и такой вариант: уезжая надолго, жители квартиры просят исполнителей коммунальных услуг отключить у них электричество и воду и опломбировать запорную арматуру. Если после их возвращения сотрудники компании-исполнителя удостоверяют: пломбы целые, то никаких документов, подтверждающих отсутствие жильцов, уже не требуется.

С 01 января 2017 года при начислении платы за коммунальные услуги по нормативу действует повышающий коэффициент 1,5. Исключение составляет отопление. В отношении данной услуги повышающий коэффициент на нормативы не применяется.

При отсутствии информации о постоянно и/или временно проживающих в жилом помещении гражданах объем коммунальных услуг рассчитывается исходя из количества собственников такого помещения.


Приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг

Чем различаются два этих понятия?


Где это сказано?
Раздел 11 Правил № 354.







При ограничении коммунальной услуги жители продолжают эту услугу получать – но в меньшем объеме (к примеру, электричество может включаться в домах только в течение нескольких часов в сутках, а вода течь, что называется, «тонкой струйкой»).

При приостановлении коммунальной услуги ресурс перестает поступать вообще, полностью.


ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ
Исполнитель вправе предупреждать потребителя о долгах любым способом, позволяющим установить факт направления предупреждения. Это может быть заказное письмо, СМС уведомление, письмо на электронную почту или включение информации о задолженности в счет на оплату услуг. Если в течение 20 дней после предупреждения должник так и не платит за коммунальные услуги, исполнитель имеет право приостановить подачу ресурса. При этом он обязан опломбировать его механическое, электрическое, санитарно-техническое и любое другое оборудование, которым должник пользуется, что называется, «в связи» с этими услугами. Расходы, необходимые для проведения мероприятий по приостановлению услуги также предъявляются должнику.

















Если ситуация «штатная», исполнитель должен заранее предупреждать жителей о том, что в ближайшее время будет ограничена или прекращена подача, к примеру, горячей воды. Но в законе оговорены ситуации, в которых ресурс можно временно отключать (или снижать его подачу) без предупреждения:

  • авария (или угроза аварии) на сетях, по которым передается вода, тепло, электричество и т. д;
  • стихийные бедствия и чрезвычайные ситуации (и возникшая необходимость устранить их последствия);
  • несанкционированное подключение к сетям. При этом остановить подачу ресурса коммунальщики имеют право ровно с того момента, как обнаружат такое нарушение;
  • использование жильцами бытовых машин, чья мощность превышает максимально допустимую для внутридомовых сетей;
  • предписание об ограничении или приостановлении услуги. Это предписание коммунальщикам выдает государственный орган, который контролирует состояние внутридомовых инженерных систем. Если он обнаружит, что сети в аварийном состоянии, коммунальные службы будут обязаны их отключить.

Какой может быть «штатная» ситуация, о которой исполнителю коммунальной услуги известно заранее? Их две: либо ожидается плановое отключение (и тогда предупреждать о нем жителей дома нужно минимум за 10 дней), либо жильцы квартиры не платят (или платят не в полном объеме) за ЖКУ. В этом случае предупреждать об отключении или ограничении услуг нужно за 20 дней до предполагаемого момента.


Энергосбережение. Энергосервисные контракты

До недавнего времени проблема сохранения энергии в российских домах всерьез не рассматривалась. Все энергосбережение сводилось разве что к плакатам, призывающим заклеивать окна на зиму, чтобы было теплее. Между тем, с ростом тарифов становится понятно: сохранение энергии – это, по сути, то же самое, что сохранение семейного бюджета.

По оценкам экспертов, энергоэффективность в нашей стране отстает от европейских показателей примерно в полтора – два раза. Потенциал снижения энергетических потерь в сфере ЖКХ составляет от 30 до 40 процентов. За этими сухими цифрами скрываются реальные деньги собственников жилых и нежилых помещений. Сократить расходы тепла и электроэнергии в своей квартире может практически каждый.


ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ
Вновь подключить электричество, воду и т. д. коммунальщики обязаны в течение 2 дней после того, как недобросовестный потребитель полностью оплатит все свои долги или заключит с исполнителем соглашение о порядке погашения задолженности. Впрочем, коммунальные службы имеют право включить неплательщику свет (воду, газ) и раньше, но это уже будет их «жест доброй воли». Но если услугу отключили из-за того, что в квартире работал слишком мощный бытовой прибор или житель несанкционированно подключился к сетям, восстановить доступ проштрафившегося жильца к коммунальной услуге разрешается лишь после того, как он устранит нарушения.

















Что можно сделать для улучшения теплоизоляции квартиры и снижения платы за отопление?

  • установить энергосберегающие окна и балконные двери (так называемые «стеклопакеты»);
  • остеклить балконы и лоджии;
  • установить энергоэффективные двери.

Что можно сделать, чтобы снизить расходы на холодную и горячую воду?

  • отремонтировать смесители, заменить душевые головки на экономичные модели;
  • отремонтировать или установить новую, экономичную сантехнику (например, унитаз с двумя режимами слива).

Что можно сделать, чтобы снизить расходы на электричество?

  • покупать бытовую технику с высоким классом энергоэффективности;
  • заменить старые лампы накаливания на энергосберегающие лампы.

ПРИМЕР
Обычная 60-ваттная лампа накаливания именно столько энергии и потребляет за час. светодиодная лампа, которая светит точно так же ярко, за час «съест» только 5 ватт. Да, она стоит дороже обычной лампочки. Но и срок службы ламп нового поколения – в 30–50 раз больше, чем у «лампочки Ильича».











Что можно сделать, чтобы повысить энергоэффективность жилого дома в целом?

  • заменить окна на лестничной клетке на современные стеклопакеты;
  • заменить старые входные и подвальные двери на более энергоэффективные;
  • установить линейные балансировочные вентили и отбалансировать систему отопления;
  • установить термостатические вентили на радиаторах;
  • модернизировать или заменить ИТП на оборудование, которое позволяет автоматически управлять параметрами воды в системе отопления в зависимости от температуры наружного воздуха;
  • заменить лампы накаливания в местах общего пользования на энергоэффективные с датчиками присутствия (такие лампы загораются лишь когда в коридор выходит человек, а затем снова гаснут);
  • заменить электродвигатели лифтов на более энергоэффективные;
  • реконструировать и утеплить потолок подвала, пол чердака, кровлю и наружные стены;
  • заделать межпанельные и компенсационные швы.

Для того, чтобы эти пункты претворились в жизнь, собственникам жилья нужно провести общее собрание и большинством голосов принять решение, какие именно работы предстоит провести в ближайшее время. Любые из этих работ требуют вложения средств, и каждая из них окупается в разные сроки. Поэтому, выбирая, что именно в вашем доме предстоит сделать в первую очередь, не забудьте принять во внимание все экономические аспекты.


Где это сказано?
ст. 19 ФЗ от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».








Впрочем, сегодня энергоэффективность дома можно повысить и другим способом – заключить энергосервисный контракт.

Суть договора в том, что собственники дома нанимают организацию, которая инвестирует денежные средства в энергосберегающие мероприятия в доме, а возвращает вложения с прибылью, некоторое время забирая себе получившуюся экономию. После расчета с инвестором экономия остается собственникам.


В договоре обязательно нужно прописать существенные условия:

  • величину экономии энергетических ресурсов (в том числе в денежном выражении), то есть насколько исполнитель должен сделать ваш дом более энергоэффективным;
  • срок действия энергосервисного договора. Он должен быть не меньше, чем срок, который нужен для того, чтобы исполнитель успел повысить энергоэффективность дома до указанной в договоре величины;
  • иные обязательные условия энергосервисных контрактов, которые установлены законодательством Российской Федерации.

Помимо этого, энергосервисный договор может:

  • обязать исполнителя поддерживать прописанные в договоре режимы и условия использования энергетических ресурсов (включая температурный режим, уровень освещенности и т. д.) и иные согласованные при заключении энергосервисного договора (контракта) условия;
  • обязать исполнителя установить и ввести в эксплуатацию приборы учета энергетических ресурсов;
  • определить, какой будет цена контракта исходя из показателей, достигнутых (или планируемых для достижения) во время действия договора. Цену можно поставить в зависимость и от стоимости сэкономленных энергетических ресурсов.

Даже если на счете многоквартирного дома нет достаточных средств, это не станет препятствием для заключения контракта. Работы исполнитель может выполнить за свой счет в рамках инвестиционной деятельности или привлечь заемные средства.








Энергосервисные контракты обладают следующим рядом преимуществ для потребителей:

  • энергосервисные компании заинтересованы в том, чтобы максимально увеличивать сбережения при выполнении контракта с ограниченными вложениями средств;
  • заказчик, как правило, не несет финансовых рисков. Все риски по реализации проекта ложатся на исполнителя, он же дает гарантию появления экономии;
  • заказчику не нужно вкладывать собственные средства. Финансирование происходит за счет энергосервисной компании, которая чаще всего прибегает к кредитованию. Выплата вознаграждения осуществляется из получаемой экономии.

Меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг



В России установлено три основных вида мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг:

  • льготы, предоставляемые определенным категориям граждан в форме скидок на оплату услуг ЖКХ или компенсации стоимости услуг ЖКХ;
  • субсидии на оплату услуг ЖКХ для граждан, у которых расходы на их оплату занимают значительную долю в доходах;
  • скидки и компенсации расходов по оплате взносов на капитальный ремонт многоквартирного дома для одиноко или совместно проживающих граждан, достигших возраста 70 и 80 лет.

Рассмотрим эти меры более подробно.


Льготы и компенсации для определенных категорий граждан

В разных регионах перечень категорий граждан, имеющих право на льготы или компенсации расходов по оплате услуг ЖКХ, может отличаться. Различия могут содержаться и в размере компенсации. Рассмотрим, какие категории граждан имеют право на льготы и компенсации по оплате услуг ЖКХ в городе Москве.


1

Ветераны труда

Жилищные услуги, Коммунальные услуги, ТКО

50

Социальная норма площади жилья с учетом членов семьи совместно с ними проживающих, нормативы потребления коммунальных услуг

2

Лица, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении

Жилищные услуги, Коммунальные услуги, ТКО

50

Социальная норма площади жилья с учетом членов семьи совместно с ними проживающих, нормативы потребления коммунальных услуг

3

Лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин

Жилищные услуги, Коммунальные услуги, ТКО

50

Социальная норма площади жилья с учетом членов семьи совместно с ними проживающих, нормативы потребления коммунальных услуг

4

Ветераны военной службы

Жилищные услуги, Коммунальные услуги, ТКО

50

Социальная норма площади жилья с учетом членов семьи совместно с ними проживающих, нормативы потребления коммунальных услуг

5

Лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда»

Жилищные услуги, Коммунальные услуги, ТКО

50

Социальная норма площади жилья с учетом членов семьи совместно с ними проживающих, нормативы потребления коммунальных услуг

6

Пенсионеры из числа лиц, подвергшиеся репрессиям, иным ограничениям прав и свобод, необоснованно помещавшимся в психиатрические лечебные учреждения и впоследствии реабилитированные

Жилищные услуги, Коммунальные услуги, ТКО

50

Социальная норма площади жилья с учетом членов семьи совместно с ними проживающих, нормативы потребления коммунальных услуг

7

Пенсионеры из числа детей, находившиеся вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями или лицами, их заменявшими, в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении либо оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей или одного из них, необоснованно репрессированных по политическим мотивам, и впоследствии реабилитированные

Жилищные услуги, Коммунальные услуги, ТКО

50

Социальная норма площади жилья с учетом членов семьи совместно с ними проживающих, нормативы потребления коммунальных услуг

8

Граждане, признанные пострадавшими от политических репрессий, – дети, супруга (супруг), родители лиц, расстрелянных или умерших в местах лишения свободы и реабилитированных посмертно

Жилищные услуги, Коммунальные услуги, ТКО

50

Социальная норма площади жилья с учетом членов семьи совместно с ними проживающих, нормативы потребления коммунальных услуг

9

Лица, награжденные медалью «За оборону Москвы»

Жилищные услуги, Коммунальные услуги, ТКО

50

Социальная норма площади жилья с учетом членов семьи совместно с ними проживающих, нормативы потребления коммунальных услуг

10

Лица, проживающие в Москве и непрерывно трудившиеся на предприятиях, в организациях и учреждениях Москвы, проходившие воинскую службу в городе в период с 22 июля 1941 года по 25 января 1942 года

Жилищные услуги, Коммунальные услуги, ТКО

50

Социальная норма площади жилья с учетом членов семьи совместно с ними проживающих, нормативы потребления коммунальных услуг

11

Одинокие пенсионеры, семьи, состоящие только из пенсионеров

ТКО

100

 

12

Гражданам, награжденным знаком «Почетный донор России» или «Почетный донор СССР»

Коммунальные услуги, ТКО

50

Нормативы потребления коммунальных услуг

13

Многодетные семьи, в которых родились и (или) воспитываются трое и более детей (в том числе усыновленные, а также пасынки и падчерицы) до достижения младшим из них возраста 16 лет, а обучающимся в образовательном учреждении, реализующем общеобразовательные программы, – 18 лет

Коммунальные услуги

30

Социальная норма площади жилья, нормативы потребления коммунальных услуг

ТКО

50

14

Семьи, имеющие 10 и более детей в возрасте до 16 лет, а также старше 16 лет, если они являются учащимися общеобразовательных школ

Жилищные услуги, Коммунальные услуги, ТКО

50

Социальная норма площади жилья, нормативы потребления коммунальных услуг

15

Лица старше 80 лет независимо от состава семьи, в которой они проживают, дети-сироты в возрасте до 18 лет, получающим пенсию по случаю потери кормильца, детям в возрасте до 1,5 лет

ТКО

100

 

16

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, зарегистрированные по месту жительства в жилых помещениях государственного жилищного фонда либо являющимся собственниками жилых помещений, на время их пребывания в организациях для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нахождения на воспитании в семье, а также на время обучения по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях или образовательных организациях высшего образования по основным профессиональным образовательным программам (за исключением случаев сдачи указанными лицами или их законными представителями жилого помещения в поднаем)

Жилищные услуги, Коммунальные услуги, ТКО

100

В полном объеме без применения социальных норм и нормативов потребления

17

Труженики тыла – лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны

Жилищные услуги, Коммунальные услуги.

50

Социальная норма площади жилья с учетом членов семьи совместно с ними проживающих, нормативы потребления коммунальных услуг

18

Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы

Жилищные услуги, Коммунальные услуги, ТКО

100

В полном объеме без применения социальных норм и нормативов потребления

19

Участники Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, в том числе уволенных в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев; военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период

Жилищные услуги, Коммунальные услуги.

50

Социальная норма площади жилья с учетом членов семьи совместно с ними проживающих, нормативы потребления коммунальных услуг

20

Герои Социалистического Труда, Герои Труда Российской Федерации, полные кавалеры ордена Трудовой Славы

Жилищные услуги, Коммунальные услуги, ТКО

100

В полном объеме без применения социальных норм и нормативов потребления

21

Ветераны войны и приравненным к ним лица из числа:
а) лиц, награжденных медалью «За оборону Ленинграда», инвалидов с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов;
б) лиц, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда», указанных в подпункте 3 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12.01.95 N 5-ФЗ «О ветеранах», признанных инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин; в) бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны (пункт 1 Указа Президента Российской Федерации от 15.10.92 N 1235 «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны»

Жилищные услуги, Коммунальные услуги, ТКО

50

В полном объеме без применения социальных норм и нормативов потребления

22

Члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий

Жилищные услуги, Коммунальные услуги, ТКО

50

На условиях Федерального законодательства о данной категории граждан

23

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов в возрасте до 18 лет

Жилищные услуги, Коммунальные услуги, ТКО

50

На условиях Федерального законодательства о данной категории граждан

24

Ветераны Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц из числа:
а) инвалидов Великой Отечественной войны, инвалидов боевых действий и приравненных к ним лиц, указанных в статье 4 и части 3 статьи 14 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах», пункте 2 части 2 статьи 3 Закона города Москвы от 3 ноября 2004 г. N 70 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы»;
б) участников Великой Отечественной войны, указанных в подпунктах «а»-«ж» пункта 1 части 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах», подпунктах «а»-«ж» пункта 3 части 2 статьи 3 Закона города Москвы от 3 ноября 2004 г. N 70 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы»;
в) участников Великой Отечественной войны, указанных в подпункте «з» пункта 1 части 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах», подпункте «з» пункта 3 части 2 статьи 3 Закона города Москвы от 3 ноября 2004 г. N 70 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы», ставших инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий);
г) военнослужащих, в том числе уволенных в запас (отставку), лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, указанных в пункте 3.1 части 2 статьи 3 Закона города Москвы от 3 ноября 2004 г. N 70 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы».

Жилищные услуги, Коммунальные услуги, ТКО

100

В пределах социальной нормы площади жилья с учетом членов семьи совместно с ними проживающих, нормативов потребления коммунальных услуг

Жилищные услуги, Коммунальные услуги, ТКО

50

Сверх установленной социальной нормы

25

Лицам, пострадавшим вследствие воздействия радиации, из числа:
а) граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;
б) граждан, эвакуированных (в том числе выехавших добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития;
в) граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, и получивших лучевую болезнь, другие заболевания, включенные в перечень заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлено воздействием радиации, или ставших инвалидами вследствие воздействия радиации;
г) семей, потерявших кормильца;
д) граждан, получивших суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр) при испытаниях на семипалатинском полигоне;
е) граждан из подразделений особого риска.

Жилищные услуги

50

В пределах социальной нормы площади жилья с учетом членов семьи совместно с ними проживающих

Коммунальные услуги

50

На условиях Федерального законодательства о данной категории граждан

ТКО

50

С учетом членов семьи, совместно с ними проживающих


Предоставление льгот по оплате услуг ЖКХ отдельным категориям граждан

Где это сказано?
П. 6 Постановления Правительства города Москвы от 07.12.2004 г. № 850-ПП







Льготы могут быть оформлены гражданами только на одну квартиру. В случае, когда наниматель или собственник жилого помещения имеет право на меры социальной поддержки по двум и более основаниям, платежи за услуги начисляются ему по одному из оснований по выбору. При этом по каждому из видов платежей могут быть применены разные скидки или компенсации. Предоставляемые компенсации не должны быть больше, чем суммы, потраченные на оплату жилищно-коммунальных услуг.

Большинство категорий граждан получают скидки и компенсации в пределах социальной нормы площади жилья. Социальная норма для цели предоставления льгот составляет 33 кв. м. на одиноко проживающего человека, 42 кв. м. на двух совместно проживающих граждан и по 18 кв. м. на человека, если совместно проживает три и более лица. Это значит, что, если получатель скидки или компенсации проживает в квартире имеющую площадь больше, льгота предоставляется только в пределах социальной нормы.


Льготные скидки предполагают уменьшение счетов:

1. За жилищные услуги:

  • содержание и ремонт помещения;
  • пользование квартирой;
  • наем жилой площади.

2. За коммунальные услуги:

  • водоотведение;
  • водоснабжение;
  • электричество;
  • газоснабжение;
  • отопление.

3. Вывоз и обезвреживание твердых коммунальных отходов (ТКО);

4. Взносов на капитальный ремонт.


Размер оформленных на гражданина льгот фиксируется в платежных документах по ЖКУ. Льгота применяется с 1 числа месяца, который следу ет за месяцем подачи обращения от гражданина. Скидка предоставляется с учетом действующих цен, тарифов и ставок на оплату жилья и коммунальных услуг.


Для оформления льгот на оплату жилищно-коммунальных услуг потребуется предъявить следующие документы

  • паспорт гражданина РФ;
  • документы, подтверждающие право на установление льготы (например, удостоверения ветеранов труда, пенсионные удостоверения, а также справки об инвалидности);
  • справку, подтверждающую, что начисление оплаты ЖКУ осуществляется по месту жительства без учета льготных скидок по иным основаниям. В городе Москве документы предоставляются в отделение ГКУ «Городской центр жилищных субсидий» по месту жительства. Предоставление скидок и компенсаций начинается с месяца, следующим за обращением o предоставлении льгот.

Субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг


Где это сказано?
ст. 159 Жилищного кодекса РФ, Постановление Правительства РФ от 29.08.2005 N 541 «О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг», Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг».









Далеко не все жители домов могут полностью оплачивать коммунальные услуги, которые с каждым годом становятся все более дорогими. Для тех, кто не может «осилить» платежи самостоятельно, существует субсидия на оплату услуг ЖКХ.

Субсидия – это финансовая помощь. Она предоставляется гражданину, если размер платы за жилищно-коммунальные услуги, исчисленный в соответствии с региональным стандартом составляет 22% и более от дохода одиноко проживающего гражданина или совокупного дохода всех членов семьи. В регионах эта планка может корректироваться. Так, например, в Москве субсидия предоставляется, если плата за услуги ЖКХ занимает более 10% от дохода одиноко проживающего гражданина или совокупного дохода всех членов семьи.

При этом под доходами понимается не только заработная плата, но и иные виды финансовых поступлений заявителя и членов семьи совместно с ним проживающих. Например, это могут быть пенсии, стипендии, пособия, проценты по вкладам в банке, дивиденды по акциям и т. п.

Как определить совокупный доход семьи? Для этого нужно вывести среднее арифметическое из семейных доходов за 6 месяцев, предшествующих подаче заявления на субсидию. Например, если вы планируете подать заявление в ноябре, вам нужны справки о доходах за май-октябрь.

Если заявитель получает льготы на оплату услуг ЖКХ, предусмотренные для отдельных категорий граждан (см. таблицу выше) и при этом расходы на оплату услуг ЖКХ все равно занимают долю в его доходах или совокупном доходе семьи больше, чем установлено региональным законодательством, он все равно имеет право на получение субсидии.

Для начисления субсидии учитываются доходы только совместно проживающих членов семьи. Исключения составляют супруги. Закон предписывает им материально заботиться друг о друге, соответственно их доходы считаются общими не зависимо от того прописаны они в одной квартире или нет. Также доход считается общим у родителей (усыновителей) и несовершеннолетних детей.


На получение субсидии могут претендовать:

  • собственники квартир, жилых помещений;
  • граждане, которые официально снимают жилье (необходим договор аренды);
  • граждане, проживающие в помещениях, принадлежащих государственному или муниципальному жилищному фонду (например, по социальному найму);
  • граждане, проживающие в жилищных кооперативах.

Случается, что граждане надолго отсутствуют в своих квартирах. Это может быть и служба в армии, и (такова жизнь!) нахождение в местах лишения свободы. Более того – они могут быть признаны без вести пропавшими или же находиться на принудительном лечении по решению суда. Во всех этих случаях право на субсидию у членов их семей (которые живут в их квартире) сохраняется.

Субсидия начисляется в пределах стандартов площади и стоимости жилищно-коммунальных услуг. В Москве, как и во многих других регионах, действуют следующие стандарты площади:

  • 33 кв. м. на одиноко проживающего человека;
  • 42 кв. м. на двух совместно проживающих граждан;
  • 18 кв. м. на человека, если совместно проживает три и более лица.

Стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг устанавливаются дифференцировано, поэтому лучше всего их уточнять при обращении за субсидией.

В случае, если квартира, в которой проживает получатель субсидии, больше регионального стандарта субсидия предоставляется только на площадь в соответствии со стандартом. Для получения субсидии в городе Москве необходимо обратиться в отделение ГКУ «Городской центр жилищных субсидий» по месту жительства. В разных регионах субсидию могут выдавать также МФЦ или органы социальной защиты населения. Субсидию можно оформить электронно через портал госуслуг. После входа в аккаунт на портале найдите услугу «Предоставление гражданам субсидии на оплату жилого помещения и коммун. услуг» и посмотрите порядок получения субсидии в вашем регионе. В заявлении на оформление государственной помощи необходимо будет указать свои паспортные, контактные данные, данные членов семьи, реквизиты для перевода денег. Потребуется также загрузить сканированные копии необходимых документов на портал.


Какие документы нужно представить для получения субсидии?

  • свидетельство о государственной регистрации права собственности на квартиру, договор социального найма – словом, любой документ, который подтверждает, что вы имеете право жить в этой квартире;
  • квитанции об оплате ЖКУ за последний месяц, из которых ясно: у вас нет задолженности по коммунальным платежам;
  • копии документов, которые подтверждают ваше право (или право членов вашей семьи) на льготы, меры социальной поддержки, компенсации по оплате ЖКУ. Если копия не заверена у нотариуса, вам потребуется предъявить и оригинал;
  • если вы – гражданин иностранного государства, с которым у России заключен международный договор, предоставьте документы, подтверждающие ваше гражданство (нотариально заверенные копии или копию плюс оригинал);
  • копии судебных актов о признании лиц, проживающих совместно с заявителем по месту постоянного жительства, членами его семьи – если имеются разногласия между заявителем и проживающими вместе с ним лицами о том, принадлежат ли они к одной семье. В этом случае уполномоченный орган учитывает их в качестве членов семьи заявителя.

Существует ряд условий, при которых выплату субсидий могут либо приостановить, либо вовсе прекратить


Если гражданин, имеющий право на субсидию, выбыл с постоянного места жительства, а за субсидией обращаются члены его семьи, им потребуется дополнительно представить документы, которые объяснят причину, по которой гражданин уехал из квартиры. Кроме того, документы должны подтвердить: до своего отъезда (или переезда) человек постоянно жил в этой квартире с этими членами семьи.


Выплату субсидий могут приостановить, если:

  • вы не платите за ЖКУ в течение двух месяцев;
  • вы не выполняете условия соглашения по погашению задолженности за ЖКУ;
  • вы вовремя не извещаете уполномоченный орган о том, что у вас поменялось место жительства, состав семьи, гражданство (ваше или членов вашей семьи), основания проживания, доходы (если изменения доходов влекут за собой утрату права на получение субсидии).

Если причины такого «поведения» у вас вполне уважительные (стационарное лечение, смерть близких родственников, невыплата заработной платы в срок и др.), вам продолжат начислять субсидию, причем ее дадут и за тот месяц, на который выплаты приостанавливались.


Прекращение выплаты субсидии возможно в следующих обстоятельствах:

  • изменяется место постоянного жительства получателя субсидии;
  • изменяются основание проживания, состав семьи, гражданство, размер доходов;
  • выясняется, что получатель субсидии (или члены его семьи) предоставили заведомо ложную информацию о метраже квартиры или своих доходах, составе семьи;
  • в течение месяца после приостановки выплаты субсидии гражданин не предоставляет документы, подтверждающие, что у него есть уважительные причины;
  • гражданин (или семья) не погашает задолженность за ЖКУ.

В любом случае, если вы уверены в своей правоте, а уполномоченный орган не предоставляет вам субсидию или незаконно приостанавливает (прекращает) выплату субсидии, вы имеете полное право защищать свои интересы в суде.


Скидки и компенсации расходов по оплате взносов на капитальный ремонт многоквартирного дома

В соответствии с Федеральным законом № 399-ФЗ «О внесении изменений в статью 169 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» регионам предоставлено право устанавливать компенсацию расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества.

Поддержка по оплате взносов на капремонт предоставляется в виде скидок или компенсаций, в зависимости от решения региона.

Например, на территории города Москвы льгота по оплате взносов на капремонт предоставляется посредством скидки. Исключение составляют Троицкий и Новомосковский административный округа, где собственникам предоставляются компенсации.


Где это сказано?
Ст. 1 Закона г. Москвы №10 от 23.03.2016 г. «О мерах социальной поддержки по оплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в городе Москве»








В Москве скидка или компенсация в размере 50 процентов положена неработающим собственникам, достигшим возраста 70 лет, одиноко проживающим, а также проживающим в составе семьи, состоящей только из неработающих граждан пенсионного возраста. Скидка или компенсация в размере 100 процентов предусмотрена для одиноко проживающих неработающих собственников, достигших возраста 80 лет, а также проживающих в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста.

Как правило, скидка или компенсация предоставляются получателю не более чем на 1 квартиру исходя из минимального размера взноса на капремонт с учетом регионального стандарта площади.


ПРИМЕР
Рассчитаем размер компенсации для одиноко проживающего в Москве гражданина старше 80 лет.
Минимальный размер взноса на капремонт с 01 июля 2017 года в Москве составляет 17 рублей с 1 кв.м. квартиры. Для начисления компенсаций действуют те же стандарты площади, что и для субсидий на оплату Жку: 33 кв.м. на 1 проживающего, 42 кв.м. на 2 совместно проживающих, по 18 кв.м. на человека, если в квартире зарегистрировано три более гражданина. соответственно максимальная сумма компенсации для одиноко проживающего собственника в возрасте 80 лет и старше составит: 17 × 33 = 561 рубль в месяц.
Для собственника старше 70 и моложе 80 лет компенсация составит 50%, то есть половину от этой суммы или 280 рублей 50 копеек в месяц.
Сумма компенсации в любом случае не может превышать расходы на уплату взносов!




















Предоставлением скидок и компенсаций на капитальный ремонт в разных регионах занимаются разные ведомства. Это может быть территориальный орган соц. защиты или же МФЦ по месту жительства. В Москве, например, собственники, получающие платежный документ от ЕРИЦ (единый информационно-расчетный центр) обращаются за получением скидки в МФЦ своего района. Те граждане, которым начисление платы за жилищно-коммунальные услуги производят непосредственно их исполнители (ТСЖ, ЖСК или управляющие организации) обращаются в местный филиал ГКУ «Городской центр жилищных субсидий».

Для получения скидки или компенсации на оплату взносов на капитальный ремонт необходимо подать заявление, к которому придется приложить следующие документы:

  • копию документа, удостоверяющего личность (например, паспорт гражданина РФ);
  • копия документа, подтверждающего право собственности заявителя на помещение (например, свидетельство о праве собственности, или выписка из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество);
  • копия трудовой книжки или иного документа, подтверждающего прекращение трудовой деятельности;
  • копия документа, содержащего сведения о количестве лиц, проживающих в квартире заявителя (например, выписка из домовой книги, поквартирная карточка).

Если в квартире заявителя проживают иные лица, то к заявлению придется приложить копии их паспортов и документов, подтверждающих прекращение трудовой деятельности.


Где это сказано?
П. 2.1.1. постановления Правительства Москвы от 05.04.2016 г. №161-ПП «О порядке предоставления собственникам жилых помещений мер социальной поддержки по оплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в городе Москве».









В ряде регионов, например, в Москве, начисление скидок и компенсаций на оплату взносов на капремонт производится в беззаявительном порядке, если необходимые сведения о получателе льготы имеются у уполномоченных органов исполнительной власти.

Кроме того, если собственник получает субсидию на оплату жилищно-коммунальных услуг или льготы и компенсации, предусмотренные для отдельных категорий граждан, компенсация расходов по оплате взносов на капитальный ремонт может быть предусмотрена в составе данных мер социальной поддержки.


<-- назад

содержание

далее -->